От Старобежецкой ул. (переходит в Старый Тверецкий мост; нумерация от Затверецкого бульвара) до забора предприятия у Старой Константиновки.
Заволжский р-н, Ближнее Затверечье -- Силикатный.
Проведена в 1931 г. в створе только что построенного моста через Тверцу (см. Старый Тверецкий мост). 1-й кв. прошёл по сев. стор. Пожарной пл., а далее до Слободы на поле (Затверецкого бульвара) для прокладки этой ул. были снесены построенные ранее дома пересекаемых ул., на к-рых и сейчас можно наблюдать разрывы в нумерации (на ул. выходят боковые заборы). Далее ул. пошла по незастроенной местности (среди огородов). Поначалу домов по ней не числилось, но сразу проложили трам. путь до Пожарной пл., пустили трам. № 3. В 1932 г. по нынешней трассе ул. (с небольшим поворотом направо между появившимися позже пр-дом Белинского и 1-м пр-дом Серова) и далее до Савватьевских торфоразработок (между дер. Иенево и Поддубье) проложен путь грузового трам. до торфосклада Савватьевских торфоразработок (примерно до нынешней ост. База жилстроя) с ответвлениями на гор. торфопредприятия (горторфоболота) №№ 1 примерно в р-не нынешней ул. Ломоносова и 2 после нынешней ост. Стекольный з-д (эти тупики разобраны после войны, на месте второго имеются пешеходная дорожка к стекольному з-ду, дорога вдоль зап. забора этого з-да, пешеходная дорожка от Сахаровского ш. к ж. д. ветке 1974 г. (о ней см. ниже) и дорога, ведущая к дачам за этой веткой) и ещё 2 грузовыми тупиками (возможно. проложенными позже) на конце пути, шедшими на песчаные карьеры (правый также разобран после войны). От торфосклада до Савватьевских торфоразработок проложена узкоколейная ж. д. Савватьевская ветка, по к-рой (вместе с трам. линией) ул. также получила название Савватьевская ветка. По этой ветке на торфосклад доставлялся торф, далее развозимый на электростанции на грузовых трам. На переходе ул. Розы Люксембург в Бели-Кушальский тракт сделан переезд. В 1936 г. сделано кольцо у ост. Мясокомбинат (ныне ост. 2-я Новозаводская ул.), туда продлён трам. № 3. Тогда же до торфосклада по всей ветке пущен трам. № 7. Также в 1936 г. в конце неч. стор. ул. основан силикатный з-д № 2 (ныне к-т строит. материалов № 2, д. № 117, см. пос. Комбината строительных материалов № 2). Скорее всего, в 1930-х гг. на углу с Новой Зарёй построен промтоварный маг-н «Маяк». В конце 1940-х гг. ч. стор. участка от Затверецкого бульвара до ул. Котовского застроена частным сектором (в д. № 12/47 находился приёмный пункт белья в стирку, сейчас вместо него агентство недвижимости). В 1950 г. до мясок-та пущен трам. № 6. В 1951 г. на левой грузовом тупике (у Старой Константиновки) сделано кольцо, трам. № 7 отменён, пущен трам. № 10 от мясок-та до Старой Константиновки. В 1951 же г. запущена узкоколейная ж. д. ветка от силикатного з-да № 2 до Константиновского карьера. В начале 1950-х гг. ближайший к силикатному з-ду участок неч. стор. застраивался одно- и двухэтажными кирпичными жилыми домами пос. Силикатного завода № 2 (д. № 115 (б. д. № 2Б (по др. данным, 1а) пос.) со сберкассой на 1-м этаже (ранее там же было почтовое отд. № 19) находится на ул. без названия за д. № 113, б. 5). Среди них построены дом культуры этого з-да (ныне д. № 105, ДК «Затверецкий») и прод. маг-н (д. № 111, б. 5а). Также в начале 1950-х гг. разобрана Савватьевская ж. д. ветка, участок неч. стор. от Затверецкого бульвара примерно до ул. Добролюбова застроен частным сектором и одноэтажными ведомственными жилыми домами. Среди этих домов построены также маг-ны: прод. № 9 ОРСа речного порта (д. № 3, в 1990-х гг. закрыт, в начале 2000-х снесён, на его месте начато строительство соц. маг-на, к-рое вскоре заморожено) и овощной (д. № 11, с 1990-х гг. «Затверецкая булочная», в середине 2000-х гг. закрыт, в 2009 г. там открыт маг-н автозапчастей). В д. № 17/45 была мастерская гальванопокрытия, а в д. № 35/47 -- трикотажная мастерская. В середине 1950-х гг. частным сектором застроены ч. стор. до Новосиликатной ул. и неч. стор. до 1-й Силикатной ул., при этом ликвидирован примыкавший к ул. участок Бели-Кушальского тракта. В начале ул. в 1950-х гг. построены ателье с химчисткой, сапожной мастерской и парикмахерской (на ч. стор. между Новой Зарёй и Плёнкиной ул.), кинотеатр «Затверецкий» (см. Пожарная пл.) и прод. и промтоварный маг-н ОРСа (Плёнкина ул., д. 33). В то же время маленький треугольный кв. между этой ул., ул. Розы Люксембург и ул. Котовского заняла столовая № 2 ОРСа речного порта (с 1990-х гг. Затверецкий торг. двор; д. № 61/115). В середине 1950-х гг. до мясок-та проложен второй путь, пущен трам. № 9 (отменён в 1994 г.). Также в 1950-х гг. рядом с силикатным з-дом построены др. предприятия (газосиликатный з-д (затем САБРЗ, ныне з-д ячеистого бетона, д. № 117а), база «Калининжилстроя», упр-е механизации и др.). В конце 1950-х гг. построены двухэтажный кирпичный жилой д. № 112/24, дет. сад № 20 (д. № 118, в 1990-х гг. переделан, ныне относится к ДК «Затверецкому») и дет. ясли № 26 (д. № 120, ныне закрыты). В 1959 г. второй трам. путь проложен до силикатного з-да № 2, после чего трам. №№ 3 и 9 продлили до него, а трам. № 6 до Старой Константиновки; трам. № 10 отменён. В 1961 г. до силикатного з-да № 2 ходил трам. № 11. В 1967 г. заасфальтирована проезжая часть до Сахаровского ш., после чего эта ул. стала гл. магистралью Затверечья. Во второй половине 1960-х гг. до Старой Константиновки проложен 2-й трам. путь. В 1973 г. ул. переименована в честь А. Н. Туполева [120]. В 1974 г. по южному краю предприятий, находящихся в конце ул. (КСМ-2 и др.) проложили ж. д. ветку, к-рая затем, сделав большой крюк вокруг построенных ранее предприятий на Сахаровском ш., ушла к ж. д. ветке на Васильевский мох (к ст. Доронинской). В 1970-х гг. по ул. пущены авт. №№ 101 (в одну стор. до Новой Зари, с 2008 г. вместо него временами ходит авт. без № Южный -- Александровка), 107 (до Сахаровского ш., в 1992 г. перенумерован в 22, в 2006 г. отменён, в 2007 г. ненадолго возвращён), 111 (как 101, отменён в начале 2000-х гг.). В 1981 г. от ул. Маяковского до Старой Константиновки пущены трам. №№ 15 (отменён в 2009 г.) и 16 (последний ходил летом по выходным, в 1990-х отменялся и возобновлялся, окончательно отменён в 2004 г.). Вскоре туда же продлены трам. №№ 9 и (самым последним) 3. В начале 1980-х гг. вплотную друг к другу на 2-й ул. Серова за зданием конечной трам. ост. и трам. кольцом построены жилые дома №№ 116 к. 1, 116 к. 2 (с аптекой, оба девятиэтажные панельные) и 116 к. 3 (двенадцатиэтажный кирпичный). С 1980-х гг. по ул. так же, как авт. № 101, ходили авт. №№ 102 (с 2008 г. вместо него временами ходит авт. без № Ж. д. вокзал -- с/т «Берёзка»), 104 (в 1994 г. перенесён, возвращён в 2009 г., снова перенесён в 2010 г.), 133 (отменён в начале 2000-х гг.). В 1980-х же гг. по этой ул. зачислены все дома сев. части пос. Комбината строительных материалов № 2 (д. № 101 в пос. носил № 14, д. № 103--9, д. № 107 ¾ 10, д. № 109--4, д. № 113--5, д. № 115--2Б (по др. данным, 1а)). В конце 1980-х или в начале 1990-х гг. на месте разобранного ещё в 1959 г. трам. кольца на неч. стор. между 2-й Новозаводской ул. и ул. Ломоносова построены коттеджи №№ 12 к. 2 и 12 к. 3. В 1990-х гг. в глубине кв. за прод. маг-ном (д. № 111) открыт мини-рынок. С конца 1994 по 1999 гг. из-за ремонта Старого Тверецкого моста трам. ходили только по участку от ул. Маяковского, а авт. № 22 при движении из Сахарова сворачивал на Новую Зарю. После ремонта до ул. Маяковского пущен трам. № 4. В конце 1990-х гг. на углу со 2-й Новозаводской ул. открыт прод. маг-н (д. № 19/50). В середине 2000-х гг. на этой ул. построен частный д. № 51 к. 1 по Затверецкому бульвару. С 2004 г. после прекращения трам. движения по Восточному мосту трам. №№ 15 и 16 (последний вскоре отменён) пущены по всей ул., а № 4 отменён. С 2005 г. ходит авт. № 119 (как 101), с 2006 г. -- № 222 (как 22, в 2009 г. перенумерован в 122). В 2007 г. трам. №№ 3 и 15 сокращены до КСМ № 2. С этого же времени начата коттеджная застройка пустовавшего ранее участка неч. стор. от 1-й ул. Александра Невского до половины пути от 2-й ул. Александра Невского до Затверецкого бульвара. На стрелке с ул. Розы Люксембург сделана пристройка к Затверецкому торг. двору (д. № 61а) с промтоварным маг-ном и бильярдным клубом. В 2009 г. трам. № 15 отменён. В 2010 г. отменён трам. № 3, до Сахаровского ш. пущен авт. № 135, на месте д. № 52/6 выстроен таунхаус.
Андрей Николаевич Туполев (1888--1972) -- выдающ. сов. авиаконструктор, уроженец с. Пустомазова Корчевского уезда Тверской губ. (ныне в Кимрском р-не Тверской обл.), учащийся Тверской муж. гимназии (1901--1908), учащийся ИМТУ (с 1917 МВТУ) (1908--1911 и 1913--1918); будучи отчислен по подозрению в политич. неблагонадёжности (1911--1913), работал Корчевским уездным землемером; автор неск. авиац. тех. разработок во время учёбы в уч-ще, помощник руководителя РИБ (1916--1918), преподаватель МВТУ (1918--1920-е), затем ин-та Кр. Возд. Флота и МАИ (1920-е -- 1930-е), один из орг-торов ЦАГИ (1918), зам. руководителя ЦАГИ (1918--1921), зам. директора ЦАГИ и руководитель авиац. отдела ЦАГИ (с 1922 ОКБ ЦАГИ) (1921--1931), гл. конструктор ЦАГИ и нач. АГОС (1930--1931), автор многочисленных разработок самолётов, гидропланов и аэросаней, пом. нач. ЦАГИ по ЦКБ (1931), зам. нач. ЦКБ ЦАГИ (1931--1932), нач. КОСОС ЦАГИ (1932--1933), член-корр. АН СССР (1933--1953), Гл. конструктор и руководитель опытного самолётостроения ЦАГИ (1933--1937), член ЦИК СССР (1935--1937), 1-й зам. нач. и гл. инженер ГУАП НКТП (1936--1937); арестован и осуждён по ложному обвинению (1937), находился в заключении в тюрьмах Москвы (1937--1938); гл. конструктор ЦКБ-29 НКВД СССР (1938--1941); освобождён досрочно (1941); гл. конструктор з-да №166 НКАП в Омске (1941--1943), гл. конструктор и ответственный руководитель з-да №156 НКАП (МАП) (1943--1957), депутат Моссовета (1947--1949 и 1951--1957), депутат ВС СССР (с 1950), действит. член АН СССР (с 1953), Генеральный конструктор авиац. пром-сти СССР (с 1957), генерал-полковник-инженер (с 1968), лауреат Стал. премий (1943, 1947, 1948, 1949, 1952), Лен. премии (1957) и Гос. премии СССР (1972), трижды Герой Соц. Труда (1945, 1957, 1972).