Колодкина ул.

От забора д. № 8 до Орловского пер.

Пролетарский р-н, у вокзала.

Проведена, вероятнее всего, в конце XIX века, но ещё ранее (одновременно со старым зданием ж. д. вокзала, в конце 1840-х -- начале 1850-х гг.) появилось здание ж. д. полицейского участка (при Сов. власти ж. д. милиция, затем ЛОВД; снесено в 1992 г. после постройки нового здания; место, где оно стояло, находится во дворе ЛОВД на полпути к ул. Коминтерна). Ул. выходила на Привокзальную пл. и шла далее на вост. мимо ж. д. б-цы (см. ул. Коминтерна). Происхождение названия неизвестно, ясно только, что это не ул., названная в честь некоего Колодкина, а Колодкина ул. Застраивалась в основном одноэтажными деревянными домами железнодорожников. Кроме того, существует двухэтажный кирпичный д. № 10 (служебное ж. д. здание дистанции сигнализации и связи; вероятно, именно в нём в начале 1950-х гг. находилась школа ФЗО № 18 (тогда это был д. № 111), в середине 1950-х школа № 5 (д. № 56), а в 1970-х -- 1980-х веч. школа № 6). Возможно, изначально застройка была двухсторонней, но дома южной стор. были снесены при прокладке запасных путей. В начале ул. находился сквер с церковью Александра Невского (о ней см. ул. Коминтерна). В 1924 г. на основе казармы 1851 г. построено здание дома культуры железнодорожников «Октябрь» (сейчас д. № 57). В 1932 г. вокруг сквера проведено трам. кольцо с выходом конечной ост. на К. ул., пущены трам. №№ 2 и 5. Дома этой ул. и Товарного двора имели общую нумерацию с домами МПС нынешней ул. Железнодорожников, поэтому сейчас она беспорядочная: после д. № 8 идут №№ 10--13, затем 57 и 16а. Примерно в р-не нынешнего автовокзала находилась оранжерея защитных лесонасаждений Октябрьской ж. д. (д. № 4Б). В 1950 г. до вокзала пущен трам. № 6, в 1960-х гг. -- трам. №№ 8 и 10 (последний изменён в конце 1960-х или в начале 1970-х гг.) и авт. №№ 3 (в начале 1970-х гг. отменён), 10 (в 1970-х изменён) и 18, а в начале 1970-х трам. № 11 (1973) и тролл. № 3 (1971, с 1975 вместо него № 2). В течение 1970-х гг. к ним добавились трам. № 14 и авт. №№ 111 и 120. После сноса старых зданий ж. д. б-цы (1976 г.) участок ул. к вост. от Привокзальной пл. сокращён. В 1984 г. в связи со строительством нового здания вокзала трам. рельсы перенесены на ул. Коминтерна, конечные ост. авт. и тролл. -- на Привокзальную пл., в 1986 г. сквер уничтожен, ул. сокращена до забора автостоянки, обустроенной к зап. от нового вокзала. В 1991 г. построено новое здание ЛОВД (д. № 8). В начале 2000-х гг. снесён д. № 11, на его месте к 2007 г. построено здание строит. фирмы Микро ДСК. В 2005 г. участок проезжей части перед ЛОВД огорожен забором, что ещё более сократило ул.