Волжская ж. д. ветка

Пролетарский р-н, Пролетарский пос.; Центральный р-н, Привокзальный -- Центр-2 -- Центр; Московский р-н, Ямская слобода.

Проложена в 1879 г. Получила название от р. Волги, к берегу к-рой шла. В народе её неофициально называли Коняевской веткой, т. к. она шла на Коняевскую мельницу (о ней см. Вокзальная ул.). Отходила от Каулинской ветки (стрелка около угла ул. Надежды Гончаровой и 2-й ул. Трусова сохранилась), пересекала под острым углом Станционное ш., выходила к Лазури. Через Лазурь сделали не мост, а дамбу, разделившую Лазурь на «Старую» (от Тьмаки до дамбы) и «Новую» (ниже дамбы). С этих пор течение из Тьмаки в Волгу по Лазури прекратилось, и началось заболачивание этой протоки. Затем ветка шла по левому берегу Лазури, а потом поворачивала налево на Вокзальный пер. (ныне сев. участок ул. 15 лет Октября) и мимо амбаров уходила на мельницу. До Станционного ш. вдоль сев.-зап. стор. этой ветки находились склады, а вдоль юго-вост. стор. -- различные предприятия. В начале 1930-х гг. ветку продлили в новую промзону у Индустриальной ул. В конце 1930-х гг. окончание ветки включили в состав новой ветки «Волга» (см.). С 1945 по 1956 гг. по участку до пр-кта Чайковского проходила граница Октябрьского и Пролетарского р-нов. В 1962 г. участок от середины забора трам. депо до середины последнего кв. ул. 15 лет Октября разобрали. Позже на месте разобранного участка провели часть Скоростной дороги (см.) и построили многоэтажный кв. на сев.-вост. углу пр-ктов Победы и Чайковского. В 1980-х гг. разобрали участок от ответвления на макаронную ф-ку (пр-кт Чайковского, д. 23) до прежнего тупика; там построили дома, числящиеся по ул. Коробкова (см.). В начале 2000-х гг. разобрали участок от 2-й ул. Суворова до макаронной ф-ки. Сейчас ветка заканчивается складом (2-я ул. Суворова, д. 3а).