50 лет Октября пр-кт

(читается: Пятидесяти лет Октября).

От 1-й Республиканской ул. (переходит в пр-кт Ленина) до Рябеевского ш. (переходит в ул. Громова).

Пролетарский р-н, Переволока -- Мигалово.

Участок примерно от 8-го Мигаловского пр-да существовал издавна как часть дороги в Мигалово. Далее она шла к Волге, выходя на берег у Переволоки, пересекала переволоку по мосту или по дамбе и затем шла к Старицкому ж. д. путепроводу. Остальная часть пр-кта проведена в 1860 г. как новая дороги в Мигалово. Она прошла вдоль южной стены «Переволоцкой мануфактуры» (см. двор Ткацкого производства №2), при этом переволока была частично засыпана. Дорога названия не имела, застроена не была. В 1939 г. по этой дороге до КПП воен. городка при аэродроме проложены трам. рельсы (один путь), пущен трам. № 8 (отменён в 1956 г., взамен пущен трам. № 7, отменённый в 1990 г.). В 1946 г. в конце ч. стор. расположился воен. городок № 83. В конце 1940-х гг. на ч. стор. к зап. от переволоки появилась большая промзона. Там до 1960-х гг. построены овощная база (д. № 5), горплодоовощторг (д. № 15Б; это, видимо, нынешний д. № 15, в 1990-х гг. здесь находился вытрезвитель Пролетарского р-на, сейчас частная фирма), з-д стройконструкций (затем ЖБИ-2, д. № 17), автобаза № 11 (впоследствии № 2, почему-то тоже д. № 5), затем (в начале 1960-х гг.) мех. з-д, переведённый с Пролетарки (ныне «Машдеталь»), и мн. др. предприятия (построенные до 1957 г. поначалу числились по Борихину полю). В 1957 г. дорога получила название Мигаловского ш. по своему направлению. Ч. стор. от 1-го до 8-го Мигаловского пр-да застраивалась временными одноэтажными щитовыми домами военнослужащих. В 1960-х гг. в конце неч. стор. появилось ПТУ № 5 (д. № 43, ныне там обл. бизнес-инкубатор). В 1965 г. на ч. стор. после жилых домов построен полиграфк-т дет. литературы (д. № 46). В середине 1960-х гг. начался (с зап.) снос щитовых домов, к-рый завершился у 1-го Мигаловского пр-да в конце 1960-х или в начале 1970-х гг. На их месте строили в основном панельные пятиэтажки, в т. ч. №№ 14 (с конца 1990-х гг. с почтовым отд. № 40), 30Б (с библиотекой № 3, закрытой в 2006 г.; в глубине кв. за 30), 36 (с пристроенной булочной, вместо к-рой теперь прод. маг-н), 38 (с пристроенным кафе № 1), 42 (с пристроенным промтоварным маг-ном «Светлячок»; также в одной из квартир этого дома размещалось д/у № 10, ныне ЖЭУ-10), 44 (с пристроенным овощным маг-ном, вместо к-рого теперь прод. маг-н). В глубине кв. находятся дома №№ 10а (за 10), 12а и 12Б (за 12), 20а, в к-ром был ЖКО № 3 х/б к-та (за 20), 30а и 30Б (за 30), 32 (за 30 и 34), 34а и 34Б (за 34), 40 (за 38 и 42), 44а (за 44). В конце 1960-х -- начале 1970-х гг. там же построены трёхэтажный спорт. маг-н «Прогресс» со сберкассой и аптекой № 202 (д. № 20), школа № 41 (д. № 40а, в глубине кв. за № 40) и дет. сад №№ 93 (д. № 28а, в глубине кв. за пустырём, на к-ром позже построен д. № 28). Перед домами №№ 30 и 34 устроен сквер, в зап. части к-рого в 1990-х гг. открыт мини-рынок (закрыт в 2009, на его месте в 2010 построен торг. центр «Светлячок»). В д. № 30 была химчистка, в начале 1990-х гг. туда переведено почтовое отд. № 40, затем переведённое в д. № 14. В 1960-х гг. по всему ш. пошёл авт. № 10 (отменён в 1997 г.). В начале 1960-х гг. по ш. проложен 2-й трам. путь, пущен трам. № 2 (отменён в 1997 г.), а затем (в конце 1960-х или в начале 1970-х гг.) № 1, в 1976 г. №№ 12 и 13 (все три сокращены в начале 2000-х гг.). В 1967 г. ш. переименовано в пр-кт в честь 50-летнего юбилея Окт. рев-ции. В конце 1960-х -- начале 1970-х гг. начало ч. стор. застроено кирпичными и панельными пятиэтажками, в т. ч. №№ 6 (с пристроенным книжным маг-ном, вместо к-рого теперь кафе; также в этом доме был пункт проката), 8 (с мебельным маг-ном). В глубине кв. находятся дома №№ 6б (за 6), 8а и 8Б (за 8). Тогда же там же построены дет. ясли № 36 (д. № 2а; в глубине кв. за д. № 2/19; ныне 2 к. 2, там центр по борьбе со СПИДом) и дет. сад № 124 (д. № 6а; в глубине кв. за д. № 6; ныне нач. классы школы № 20). Д. № 2/19 до 1980-х гг. по неизвестной причине числился по пр-кту Ленина за № 7/19. В середине 1970-х гг. построены школа № 4 (д. № 20Б, в глубине кв. за №№ 16 и 18) и дет. сад № 97 (д. № 32а, в глубине кв. за № 32). В 1970-х гг. пущены авт. №№ 7 (по всему пр-кту, отменён в 1997 г.) и 116 (до Окружной дороги, отменён в 2007 г., восстановлен в 2009 г.) и трам. № 14 (с 1977 г.). В начале 1980-х гг. в начале неч. стор. построены новое здание НПО «Центрпрограммсистем» (образовано в 1971 (см. Пролетарка); д. № 3; ныне там же мн. др. учреждений) и его общежитие (д. № 1, в глубине кв. за № 3). В начале 1980-х гг. до Окружной дороги недолго ходил авт. № 3. В 1981 г. пущен трам. № 16 (ходил летом по выходным, в 1990-х отменялся и возобновлялся, окончательно отменён в 2004 г.). В середине 1980-х гг. пущены авт. №№ 127 (по всему пр-кту, отменён в 2007 г., возобновлён в 2009 г.), 134 (до Окружной дороги, отменён в начале 2000-х гг.) и 135 (до Окружной дороги, отменён в 1990-х гг.). В 1980-х гг. на 1-й Республиканской ул. за д. № 2/19 построен пятиэтажный жилой д. № 2 к. 1, проведена перенумерация нек-рых домов (вместо букв корпуса). Также в течение 1980-х гг. к д. № 3 сделаны пристройки № 3Б (за № 3, ныне маг-н «Копейка»), а затем №№ 3а и 3г (единым зданием, перед № 3, в первом из них офисный центр «Октябрьский», а во втором гостиница «Октябрьская»). В начале 1990-х гг. на пустыре построен многоэтажный кирпичный жилой д. № 28 с пристройкой (№ 28Б), в к-рой предполагалось разместить муз. школу, но это не осуществилось (сечас там ООО «Апрель-плюс»). С 1996 г. по всему пр-кту ходит авт. № 20. В середине 1990-х гг. в глубине кв. за д. № 3 построен многоэтажный панельный жилой д. № 3 к. 1. В 1997 г. от Окружной дороги пошёл авт. № 21 (отменён в начале 2000-х гг.). В 2006 г. по всему пр-кту пущен авт. № 227 (отменён в 2009 г.), в 2007 г. -- №№ 225 (только в одну стор. с начала пр-кта до Окружной дороги), 226 (по тому же участку в противоположную стор.) и 227а (по всему пр-кту, отменён в 2009 г., возвращён в 2010 г. под № 227), а в 2008 г. -- № 21 (по всему пр-кту). В 2009 г. трам. № 14 сокращён до 1-й Республиканской ул. и по пр-кту более не ходит. Таким образом, 70-летие открытия трам. движения на этом участке ознаменовалось его полной отменой. Пр-кт слегка поворачивает налево на б. переволоке и направо у д. № 28.