Челюскинцев ул.

От 2-го пер. Вагонников до 4-го пер. Вагонников.

Заволжский р-н, пос. Вагонников.

Появилась в 1935 г. в составе 1-й очереди пос. Вагонников. Названа в честь членов экипажа парохода «Челюскин». Застроена частным сектором (1-й кв. только с неч. стор.).

«Челюскин» -- пароход, совершивший плавание по Сев. мор. пути в 1933--1934 гг. Построен в 1933 по заказу СССР в Дании под названием «Лена», после постройки переименован в честь штурмана Вел. Сев. экспедиции 1733--1743 гг. С. И. Челюскина. Заказан как ледокольный пароход, в нарушение заказа выполнен как обычный грузо-пассажирский пароход. В задачи экспедиции под руководством нач. экспедиции О. Ю. Шмидта и капитана «Ч.» П. Л. Безайса (впоследствии В. И. Воронина) входило пройти Сев. мор. путём в одну навигацию и доставить смену зимовщиков и грузы на полярную ст. на о. Врангеля. Задачи не были выполнены вследствие недостаточной прочности корабля, его перегрузки, поздних сроков выхода в море (из-за необходимости устранения поломки в Копенгагене) и поломок ледокола «Красин» и ледореза «Литке», к-рые должны были помогать. «Ч.» вышел из Ленинграда в июле 1933 и после захода в Копенгаген отправился по Сев. мор. пути. В авг. 1933 О. Ю. Шмидт получил приказ перевести экипаж и пассажиров на «Красин» и отправить «Ч.» на ремонт, но не выполнил его, надеясь дойти до Берингова пролива. В сент. 1933 «Ч.» вмёрз в лёд и начал дрейфовать сначала в направлении Берингова пролива, а затем, не дойдя до него менее мили, назад. 13 февр. 1934 под воздействием льда получил пробоину и затонул, при этом погиб 1 человек. Оказавшись на льду, экипаж «Ч.», проявив стойкость и выдержку, сумел обустроить лагерь и без потерь дождаться эвакуации, к-рая производилась до 13 марта 1934 имевшейся в наличии авиацией (одно- и двухмоторными лёгкими самолётами) и потому была очень трудной и требовала мужества и героизма как от лётчиков, так и от членов экипажа «Ч.». Подвиг челюскинцев широко освещался сов. пропагандой, недостатки в орг-ции экспедиции замалчивались.