Комсомольский пр-кт

От наб. Афанасия Никитина (переходит в Новый Волжский мост) до Огородного пер. (переходит в часть наб. р. Тверцы).

Заволжский р-н, Ближнее Заволжье.

На всём своём протяжении проходит по ранее застроенным местам, к-рые были перепланированы. Появился в 1956 г. с постройкой Нового Волжского моста. Поначалу шёл только до ул. Горького. Не имел застройки, посередине проезжей части шли трам. рельсы, по к-рым с 1957 г. ходили трам. №№ 4 (перенесён в 1999 г.), 5, 6 и 7 (отменён в 1990 г.) и 9 (отменён в 1994 г.), а по самой проезжей части -- авт. Ул. Мусоргского -- пос. им. Крупской (в 1960-х гг. получил № 4, отменён в 1990-х гг.) и Соминка -- Перемерки (в 1960-х гг. получил № 2, в 1960-х же гг. отменён). В 1961 г. ходил трам. № 11. До 1971 г. пр-кт не имел названия, все его здания числились по пересекаемым ул. В начале 1960-х гг. построены дома №№ 1/28 (б. 28а по Первомайской наб., 1960 г.) с дет. пол-кой гор. б-цы № 3 (открыта в 1964 г.) и 2/26 (б. 26/21 по той же наб.) с маг-нами. В середине 1960-х гг. пр-кт продлён до ул. Екатерины Фарафоновой, построены новое здание ин-та «Калинингражданпроект» (образован в 1928 как проектное бюро «Тверьстроя», с 1934 мастерская «Калининпроект» при «Калининстрое», с 1941 контора «Облкалининпроект» при «Калининстрое», с 1951 трест «Облпроект», с 1964 проектный ин-т «Калинингражданпроект», с 1990 «Тверьгражданпроект»; размещался в 1930-х -- 1950-х на ул. Каляева, с 1958 на пл. Мира, с 1966 здесь; д. № 4/4, б. 4/4 по ул. Горького; в 1990-х гг. там размещалась также налоговая полиция, в 2001 г. здание почти полностью отдано Госнаркоконтролю (ныне УФСКН), «Тверьгражданпроекту» оставлено только южное крыло, в 2009 он переехал на Советскую пл., а южное крыло заняли различные отделы обл. адм-ции и жилищная инспекция), школа № 35 (д. № 6, ранее числилась по ул. Екатерины Фарафоновой) и общежитие (д. № 5, числилось по той же ул.). В конце 1960-х гг. пр-кт продлён до Украинского пер., но проезжая часть последнего кв. не заасфальтирована; построены жилые пятиэтажки №№ 7 и 8 (б. 10 и 8 по ул. Екатерины Фарафоновой). В 1971 г. пр-кт получил название в честь тверских и калин. комсомольцев, сражавшихся на фронтах Гражд. и Вел. Отеч. войн, работавших в нар. хоз-ве СССР, проведена перенумерация. В 1970 г. там же, где др. трам., пущен трам. № 10, а в 1973 г. -- № 11 (др. вариант). В 1970-х гг. построены маг-н «Трикотаж -- галантерея» (ул. Горького, д. 6, 1979 г.), девятиэтажный жилой д. № 3 и пятиэтажные №№ 9 (на ул. Екатерины Фарафоновой за 7) и 11а (на той же ул. за 9, в нём теперь Заволжский участок ДЕЗ № 2), на стрелке ул. Горького со Старым Тверецким мостом сооружена доска почёта Заволжского р-на. В начале 1980-х гг. пр-кт продлён до Огородного пер., но проезжая часть была проведена только в последнем кв. Там построено здание НПО «Нечерноземагропромлён» (затем ВНИПКТИМЛ, д. № 17/56). Весь транспорт по этому пр-кту ходил и ходит только от начала до ул. Горького. С 1970-х гг. ходили авт. №№ 2 (др. вариант, отменён в 2000-х гг.), 5 (сначала только с сев. на юг, с 2005 г. в обе стор., отменён примерно в 2007 г., возобновлён в 2009 г.), 15, 101 (с 2008 г. вместо него временами авт. без № Южный -- Александровка), 107 (в 1992 г. перенумерован в 22, в 2006 г. отменён, одновременно пущен № 222 (в 2009 г. перенумерован в 122), в 2007 г. ненадолго возвращён № 22), 111 (отменён в начале 2000-х гг.), с 1980-х -- №№ 102 (с 2008 г. вместо него временами авт. без № Ж. д. вокзал -- с/т «Берёзка») и 133 (отменён в начале 2000-х гг.). В 1980-х гг. построены гостиница «Юность» (д. № 12, 1983 г.), вход в к-рую до 2003 г. был с наб. р. Тверцы, и жилые дома №№ 9 к. 1 с почтовым отд. № 26, 10 со стомат. пол-кой, 11 (единственный дом, коммуникации к-рого проходят по 2-му этажу, а жильё начинается с 3-го; на 1-м этаже планировалась автостоянка, но вместо этого дом так и стоял долго недостроенным, хотя уже жилым; для его достройки с 3 стор. его в 2005--2007 гг. сделаны на продажу пристройки: две жилые с торцов (№№ 11 к. 1 и 11 к. 2) и маг-н спереди), в начале 1990-х -- №№ 15/44 с пристройкой (ныне в ней газета «Караван+Я»), 19 (на ул. Нахимова за 15/44, 17/56 и более поздним 19а). К торцам д. № 19 вскоре пристроены ещё 2 подъезда. Сев. объявлен отдельным д. № 19 к. 1, а южный -- частью д. № 19. Этот подъезд строился вместе с пристроенным кардиоцентром, к-рый в начале 2000-х гг. получил отдельный адрес (ул. Шмидта, д. 42). В 1994 г. в связи с ремонтом Нового Волжского моста пасс. транспорт не ходил (за исключением авт., заканчивавшихся у речного вокзала). С конца 1994 по 1999 гг. ходил трам. № 3, а трам. № 6 не ходил. В 1999 г. построен жилой д. № 19а, в 2001--2003 -- №№ 10 к. 1 и 14, пристроенные к гостинице «Юность», и № 16 на месте д. № 6 по Щётко-Барановскому пер. В 2003 г. заасфальтирована проезжая часть от ул. Екатерины Фарафоновой до Украинского пер. и впервые проведена от Украинского до Щётко-Барановского пер. Таким образом, пр-кт обрёл наконец единство. Существовали планы по продлению пр-кта до ТЭЦ № 3 (об этом см. ул. Сержанта Елизарова). В 2004 г. в связи с закрытием трам. движения по Восточному мосту здесь пошёл трам. № 15 (отменён в 2009 г.). В 2005 г. по пр-кту пущены авт. №№ 19 (конечный участок; в 2007 г. он вошёл в состав авт. № 121, в 2008--2009 гг. вместо него был авт. без № Мамулино -- Савватьево) и 119. В 2005 г. на месте доски почёта сооружён фонтан. В 2008 г. построенный в начале 1990-х гг. д. № 2 по ул. Шевченко перезачислен по К. пр-кту за № 5 к. 1 (находится на ул. Шевченко за д. № 3). В 2010 г. там же, где др. транспорт, пущены авт. №№ 135 и 223.