Пески 4-й пер.

От р. Тьмаки (переходит в Монастырский мост; нумерация от ул. Спартака) до ул. Арсения Степанова.

Пролетарский р-н, Пролетарский пос.

Существовал издавна как дорога, разделяющая Христорождественский монастырь (о нём см. 1-й Пролетарский пос.) и Рождественскую слободу. Начинался от Рождественской слободы, оттуда на сев. к Тьмаке уходила дорога на Монастырский мост (немного западнее современной). Названия не имел. Застройка (частные дома Рождественской слободы (Каулинских горок, ул. Спартака)) была только с вост. стор. примерно до нынешней 1-й ул. П., с др. стор. находился монастырь и его 2-е кладбище (о нём см. 1-я Интернациональная ул.). Скорее всего, в 1920-х гг. пер. получил название, происхождение к-рого то же, что у 1-й ул. Пески (см.). Вост. (неч.) стор. застроена частным сектором до 2-й ул. П. В 1930-х гг. на углу с ул. Спартака построено новое здание ФЗУ (затем СПТУ № 15 им. Г. В. Плеханова) и текстильного техникума (ныне промышленно-экономич. колледж; ул. Спартака, д. 39). В 1950-х гг. построен д. № 10, включивший в свой объём б. Николаевскую церковь монастыря (о ней см. 1-я Интернациональная ул.). В этом доме размещалась трикотажная ф-ка горпромк-та (затем филиал трикотажного ПО, ПО по выпуску верхнего трикотажа), а с 1990-х гг. мн. учреждения, автосервис и маг-ны). В 1964 г. пер. продлён до Тьмаки, и в его створе построен мост на ул. Карла Маркса, от моста до ул. Спартака пущен авт. № 10 (отменён в 1997 г.). В 1967 г. по участку от Тьмаки до ул. Спартака проложена трам. линия, пущен трам. № 13. В 1970-х гг. построено новое здание Пролетарского военкомата (см. ул. Спартака). В 1976 г. по трам. линии пущен трам. № 7 (отменён в 1990 г.), затем (в 1977 г.) № 14 (отменён в конце 2010 г.). В 1981--2004 гг. с перерывами ходил в летнее время № 16. В 1997 г. туда же переведены трам. №№ 1 (отменён в середине 2000-х гг.) и 12 (отменён в 2009 г.). В 2007 г. по тому же участку пущены авт. №№ 225 (в одну стор. с сев. на юг) и 227а (в обе стор., отменён в 2009 г., возвращён в 2010 г. под № 227).