Старый Волжский мост

От берега р. Волги у гор. сада и стадиона «Химик» (переходит в Волжский пр-д) до наб. Афанасия Никитина (переходит в вост. часть пл. Мира).

Центральный р-н, Центр; Заволжский р-н, Ближнее Заволжье.

Построен в 1897--1900 гг. по консольно-балочной схеме (средний участок пролётного строения был укреплён на шарнирах и поддерживался при помощи цепей, проходящих внутри ферм соответствующих очертаний и прикреплённых к противовесам, размещавшимся в береговых устоях; сделано это было для увеличения расстояния между опорами). Названия не имел, его называли просто мостом через Волгу, т. к. он был единственным, если не считать ж. д. (плашкоутный мост в створе Воскресенской ул. разобрали в 1904 г.). С 1931 по 1957 гг. у вост. края существовал один трам. путь, по обе стор. от моста расходившийся на 2 пути; по нему с 1932 г. (с перерывом с окт. 1941 по янв. 1947) ходили трам. №№ 4 и 5. В дек. 1941 г. мост взорван немцами при отступлении. В 1942 г. отремонтирован по временной схеме как пешеходный (зимой ходил транспорт, в т. ч. трам.), а в дек. 1946 г. восстановлен. В 1950 г. пущен трам. № 6, а в 1951 г. № 7. После постройки Нового Волжского моста в 1956 г. этот стали называть Старым; это название является неофициальным. С 1983 по 1985 гг. проходила реконструкция моста, в ходе к-рой он был расширен, а деревянное покрытие заменено на асфальтовое. Одновременно мост был приспособлен для несения магистральной теплотрассы от ТЭЦ № 3 на правый берег Волги (изначально предполагалось проведение этой теплотрассы по Западному мосту в створе ул. Карла Маркса или бульвара Ногина, но он не построен до сих пор). Прежняя конструкция не могла нести трубы теплотрассы, поэтому на прежние опоры положили мощное неразрезное пролётное строение с теплотрассой внутри, а на него поставили прежние фермы, к-рые стали только декоративными. С середины до конца 1980-х гг. здесь ходил авт. № 9, затем вместо него пошёл авт. № 103 (отменён в 2008 г.). В 1994 г. перед закрытием Нового Волжского моста на капитальный ремонт оттуда на С. В. мост была перенесена тролл. линия, при этом для неё установлены столбы, исказившие зрительное восприятие моста. С этих пор здесь ходит тролл. № 3, с 2006 г. -- авт. №224, с 2007 г. -- авт. №№ 31 (на 2009 г. был перенесён) и 226 (только с сев. на юг) и тролл. № 7, с 2008 г. -- тролл. № 1. Ходили также тролл. № 6 (с 1994 по 2004 гг., с 2008 по 2009 гг. в др. варианте) и № 12 (с 1998 по 2005 г.)