Третьяковский пер.

От ул. Шишкова (переходит в Новый Тверецкий мост) до ул. Белинского.

Заволжский р-н, Ближнее Затверечье.

Проведён при регулярной застройке Затверечья в конце XVIII века. Шёл от наб. р. Тверцы до Воскресенской (Крестовоздвиженской) ул. Происхождение названия неизвестно (возможно, по фамилии кого-то из местных жителей). Застраивался одно- и, возможно, двухэтажными деревянными домами. От конца ул. уходила дорога на Аввакумово. В 1930-х гг. пер. продлён до Затверецкого бульвара и далее, после небольшого поворота налево, до новой ул. Добролюбова (начало сев. дороги на Аввакумово перенесено на Литейный пер., от прежней дороги осталась пешеходная тропинка, к-рая идёт по торфяному болоту и между дач выходит на существующую дорогу; продление пер. планировалось до ул. Маяковского, но оно не осуществилось). Новый участок в основном застроен частным сектором (на неч. стор. кв. от Новой Зари до Затверецкого бульвара не застроен до сих пор; на юго-зап. углу с Затверецким бульваром разместилась ПМК. В 1930-х гг. построена школа № 24 (д. № 17, затем школа № 3, в начале 1980-х гг. переведена на Новую Зарю, а в этом здании разместился УПК Заволжского РОНО, а затем Тверской филиал РГСУ, расформированный в 2008). В начале 1950-х гг. пер. продлён до ул. Белинского, этот новый кв. застроен частным сектором. В конце 1970-х гг. снесены все дома до ул. Шишкова (по неч. стор. до школы № 3), и на месте этого участка пер. сделана вост. насыпь Нового Тверецкого моста. После постройки Восточного моста (1981) снесены дома ч. стор. от юго-зап. угла с ул. Добролюбова до конца, оставшаяся часть пер. (кроме последнего кв.) стала одной из гор. магистралей, к пер. у перекрёстка с ул. Добролюбова примкнула плавно повёрнутая ул. Маяковского. По этому участку пустили авт. № 9, но вскоре отменили. С конца 1980-х гг. в одну стор. до Новой Зари ходил авт. № 103 (отменён в 2008 г.), а с 1994 г. и № 104 (перенесён в 2009 г., возвращён в 2010 г.). В 1994--1999 гг. (пока был закрыт Старый Тверецкий мост) также в одну стор. до Новой Зари ходили авт. №№ 101, 102, 111, 133.