Октябрьская ж. д.

Московский р-н, Лазурная промзона -- Бортниково -- пос. им. Крупской -- Южный; Пролетарский р-н, Сорокина слобода -- Залинейный -- Пролетарский пос. -- Пролетарка -- Кировский пос. -- Красная слобода; Заволжский р-н, Горбатка -- Мичурино.

Проложена в 1843--1851 гг. между Москвой и С.-Петербургом. Называлась Санкт-Петербурго-Московской или Петербурго-Московской ж. д. по соединяемым ею городам. Мост через Волгу построен в 1843--1849 гг., в 1885 г. его деревянные фермы были заменены металлическими. В дек. 1941 г. он был взорван отступавшими немцами, в 1942 г. восстановлен, при этом вместо прежних прямоугольных ферм установлены трапециевидные. Мост через Тьмаку с полукруглыми фермами построен в 1849 г., обновлён в 1924 г., заменён в 1986 г. др. мостом с металлич. стенами вместо ферм. Ст. Тверь (с ноя. 1931 по янв. 1998 г. Калинин) открыта в 1850 г. В том же г. открыто пасс. движение по участку от Твери до Вышнего Волочка, в 1851 г. по всей ж. д. Первое здание ж. д. вокзала построено в 1847--1851 гг., рядом с ним в 1950-х гг. кассовый пригородный зал (снесён в 1992), об остальных постройках см. ул. Железнодорожников, Колодкина ул., ул. Коминтерна, ул. Товарный двор. В современной черте гор. построено несколько жилых ж. д. будок (казарм); в частности, кирпичная казарма № 485 находилась немного восточнее нынешнего Волоколамского путепровода (перестроена в служебное здание в конце 1990-х гг.), будка № 487 находилась недалеко от начала ветки «Волга» (снесена в 1980-х или в 1990-х гг.), о др. будках см. Бурашевское ш. и ст. Дорошиха. В 1855 г. ж. д. переименована в Николаевскую в честь императора Николая I, принявшего решение о её постройке. В 1908 г. открыта ст. Дорошиха. В 1923 г. ж. д. переименована в честь Окт. рев-ции. Платф. Пролетарская открыта в 1929 г. Вероятнее всего, тогда же построена и платф. Блок-пост № 136. В 1957 г. электрифицирован участок от Клина до Калинина, и в 1960 г. началось пригородное сообщение с Москвой электропоездами (поначалу с высадкой в Клину, с 1962 г. прямое), перроны у вокзала подняты, платф. Блок-пост № 136 переименована в Лазурную, там сделаны длинные высокие перроны. Сам блок-пост (жилая деревянная ж. д. будка, построенная, вероятно, ещё до 1917 г.), сгорел в 2007 г. В 1962 г. открыто прямое движение скорых поездов на электрич. тяге от Москвы до Ленинграда. По участку от Калинина до Спирова электропоезда пошли в 1963 г., а вскоре и до Бологого. В 1965 г. взамен пешеходного моста на вокзале вырыт подземный переход на Привокзальную пл., в начале 1970-х гг. вырыто его продолжение до Сорокиной слободы. В начале 1990-х гг. вырыт второй переход из старого в новое здание вокзала (о нём см. ул. Коминтерна и Привокзальная пл.). В 2008--2009 гг. на месте прежнего стеклянного павильона над выходом из перехода на перрон и снесённого ранее кассового пригородного зала построен павильон с турникетами. Турникеты установлены и на выходе из нового перехода в старое здание вокзала. См. также Васильевская ж. д. ветка, Волжская ж. д. ветка, ст. Дорошиха, Каулинская ж. д. ветка, Мигаловская ж. д. ветка.