15 лет Октября ул.

(читается: Пятнадцати лет Октября).

От Вокзальной ул. до Скоростной дороги и от наб. р. Лазури до Ипподромной ул. (нумерация только на последнем участке).

Московский р-н, Ямская слобода -- пос. Шёлка и далее.

Участок примерно от ул. Тамары Ильиной существовал издавна как часть дороги от Лазури мимо дер. Бычково к Тургиновскому торговому тракту, а впоследствии к Бурашевскому ш. (см. ул. За кожзаводом). Дорога шла между полей, дер. Бычково выходила на неё на месте нынешнего д. № 61/64. Участок от Вокзальной ул. до южной границы огородов Большой Самары проведён в 1760-х гг. Назывался Вокзальным пер. (происхождение названия то же, что у Вокзальной ул.; впрочем, это название употреблялось примерно до середины XIX века, а в источниках второй половины XIX -- начала ХХ века для этого пер. не употребляется никакого названия). Застраивался одноэтажными деревянными домами пересекаемых ул. В 1879 г. по этому участку прошла Волжская ж. д. ветка, а у Вокзальной ул. построен сохранившийся до сих пор кирпичный амбар Коняевской мельницы (ныне там строительно-монтажный участок; д. № 22 по Вокзальной ул.). Вероятнее всего, в 1938 г. этот участок стал называться ул. Волжской веткой по названию ж. д. ветки. Участок от наб. р. Лазури до Бычкова проведён в середине 1940-х гг. Получил название по находившемуся поблизости совхозу «15 лет Октября» (о нём см. ул. За кожзаводом, участок Райково, ул. Ротмистрова). Застраивался частным сектором с неч. стор. от пер. Резинстроя до Слесарного пер. Севернее пер. Резинстроя неподалёку от этой ул. находились бараки пос. Калининшёлка, вскоре снесённые. В середине 1940-х гг. на зап. стор. этой ул. вышла автобаза (д. № 3 по Гаражному пр-ду (ул. Ивана Богданова)). В конце 1940-х гг. частная застройка неч. стор. дошла до Озёрной ул. В конце 1940-х -- начале 1950-х гг. участок от наб. р. Лазури до Гвардейской ул. с обеих стор. застраивался двухэтажными кирпичными и шлакоблочными жилыми домами, на неч. стор. между Гвардейской ул. и пер. Резинстроя построены деревянные дома экскаваторного з-да. В это же время за дер. Бычково высажен яблоневый сад, сохранившийся до сих пор. В течение 1950-х гг. построено несколько трёхэтажных кирпичных жилых домов (№№ 46а (в глубине кв. за 36/46 по Новопромышленной ул. (пр-кту Победы) и 15/48 по Гаражной ул. (Тамары Ильиной)), 47 и 51/18 (общежитие мед. ин-та), а также 36/46, 38/45 и 39/43 по Новопромышленной ул. (пр-кту Победы) и 15/48 и 17/49 по Гаражной ул. (Тамары Ильиной)), двухэтажный кирпичный жилой д. № 35/52 по Манежной ул. (Склизкова), баня № 4 (д. № 10) с мех. прачечной № 1 рядом (ныне не работает) и ещё одна автобаза (сейчас д. № 1а по ул. Тамары Ильиной). В то же время на Волжской ветке построены кирпичный жилой д. № 86 по Большой Самаре (Московской ул.) с мастерской по ремонту муз. инструментов (сейчас вместо неё маг-ны), веч. текстильный техникум (д. № 97 по той же ул.; впоследствии химико-технологич. техникум, ныне химико-технологич. колледж, сейчас там же филиал МИРБИС) и жилой дом с маг-ном «Золушка» (ныне д. № 12 по ул. Вагжанова). В 1959 г. двухэтажными кирпичными жилыми домами застроена ч. стор. кв. от ул. Склизкова до Ипподромной ул., а в 1960 г. за ними в глубине кв. построены два четырёхэтажных кирпичных общежития (ныне №№ 58 к. 2 и 62 к. 2). В 1960-х гг. в связи с уничтожением значит. части Бурашевского ш. ликвидирован участок ул. 15 л. О. от Ипподромной ул. В это время построены три пятиэтажных панельных жилых дома на месте дер. Бычково: №№ 61/64, за ним в глубине кв. 63 (ныне 63 к. 1) и 63а (ныне 63 к. 2), а на углу с Новопромышленной ул. (пр-ктом Победы) общежитие строит. техникума (д. № 37а по этому пр-кту). В те же годы с ул. Волжской ветки убрана ж. д. ветка, на её месте построено тролл. депо (наб. р. Лазури, д. 9а), а эта ул. продлена до Лазури. В 1966 г. построено здание, радиологич. отд. онкологич. диспансера, находившегося на ул. Софьи Перовской, ныне являющееся частью онкологич. диспансера (во дворе). В 1960-х или в 1970-х гг. в связи с ликвидацией ж. д. Волжской ветки одноимённую ул. переименовали в часть ул. 15 л. О., сделав её, таким образом, единственной ул., части к-рой находятся на разных берегах водной преграды (р. Лазури) и не соединяются между собой мостом (немного восточнее имеется пешеходный мостик). В 1960-х -- начале 1980-х гг. от пр-кта Победы до ул. Склизкова ходил авт. № 18. В 1970-х гг. построены здания «Водоканала» (д. № 7), мастерская по ремонту мед. техники (ныне ОАО «Медтехника», д. № 12), общежития (дома №№ 88/15 и 95/14 по Московской ул.), Дом союзов (ул. Вагжанова, д. 14) и предприятие (д. № 21 по той же ул.). Во второй половине 1970-х гг. проведена Скоростная дорога, на углу с нею построено спец. управление Стеклоремонт (ныне ОАО «Тверьстекло»; д. № 11 по наб. р. Лазури). В 1980-х гг. построены пятиэтажные жилые дома №№ 16 и 43, новое здание онкологич. диспансера (д. № 57/37, 1980 г.), к-т ремонта бытовой техники (д. № 39) и бассейн «Дельфин» (Озёрная ул., д. 13), а в глубине кв. за частными домами (ныне за д. № 13) две кирпичные девятиэтажки (№№ 13 к. 2 и 13 к. 3), перегородившие Слесарный пер. Тогда же снесены частные дома №№ 29/2 и 31. В 1990-х гг. во дворе онкодиспансера (на самом углу с ул. Склизкова) построен пятиэтажный жилой дом, имеющий тот же № 57/37, что и диспансер. В начале 2000-х гг. построено здание Сбербанка (ул. Вагжанова, д. 19а). Тогда же снесены остатки частного сектора на углу с Озёрной ул., на этом месте начато строительство многоэтажного кирпичного жилого д. № 13, последняя очередь к-рого строится до сих пор. Напротив начато строительство ещё одного дома на месте ангара «Медтехники», а за ним в глубине кв. ещё одного на б. территории кожз-да. Напротив конца Вокзальной ул. в 2010 г. наполовину завершено строительство долгостроя, зачисленного по Вокзальной ул. за № 24; в этой половине разместился водно-моторный центр «Аква-моторс».